Вернуться
4 из 624
Просмотрено 4 из 624
Владимир Маяковский и русский авангард (Государственный музей В.В.Маяковского)
Владимир Маяковский и русский авангард (Государственный музей В.В.Маяковского)
Аннотация
Владимир Маяковский – один из ведущих представителей русского авангарда. Его творческие и теоретические работы оказали большое влияние как на современников, так и на последующие поколения. Русский авангард в начале XX века формировался как передовой отряд творческих сил, которые требовали более радикального преображения сферы литературы и искусства. В нем соединились тенденции общеевропейского процесса обновления художественного языка (футуризм, фовизм, экспрессионизм, дадаизм) с идеями «обращения к Востоку», интересом к фольклору и архаике. Маяковский был участником группы кубофутуристов «Гилея». Вместе со своими соратниками: Давидом Бурлюком, Велимиром Хлебниковым, Алексеем Крученых, Василием Каменским он провозглашал разрыв с традициями, новое словотворчество, обновление языка искусства в манифестах, опубликованных в сборниках «Пощечина общественному вкусу», «Садок судей». Наиболее тесное сближение поэзии и живописи произошло в футуристической книге. Русская футуристическая книга – новаторский вид изданий, объединивший литературу и изобразительное искусство. В рукописных литографированных книгах стирается граница между рисунком и текстом, художник превращается в полноценного соавтора. Одними из наивысших достижений раннего русского авангарда стали постановки «первых в мире футуристов театра» в декабре 1913 года – трагедии «Владимир Маяковский» (оформление Павла Филонова, Иосифа Школьника при участии Ольги Розановой) и оперы «Победа над солнцем» (текст Алексея Кручёных, музыка Михаила Матюшина, оформление Казимира Малевича). Период 1918–1921 годов можно считать во многом переломным для авангарда, поскольку именно в это время происходит сплочение авангардных эстетических движений в формате взаимодействия авангардного и политического дискурсов, отмечается институционализация авангарда. В этот период были достигнуты значительные результаты в области распространения художественного образования, организации выставок, при этом деятелям искусства удавалось сочетать административную работу с творческой деятельностью. Роль поэта и художника в построении социально справедливого общества Маяковский связывал с «демократизацией искусства», с поиском новых форм обращения к массам, преобразованием культурной среды. Он активно работал в отделе Изобразительных искусств Наркомпроса, где участвовал в издании газеты «Искусство коммуны». С октября 1919 по февраль 1922 года Маяковский работал в РОСТА вместе с Михаилом Черемныхом, Иваном Малютиным, Амшеем Нюренбергом и другими, выпуская трафаретным способом агитплакаты с характерными лаконичными рисунками и подписями, ясно прочитываемой динамикой и символикой. Образ будущего, стремление к построению рая на земле, созидательный пафос выражен Маяковским в «первой советской пьесе» «Мистерия-буфф», поставленной в Петрограде к первой годовщине Октября – 7 ноября 1918 года. Режиссером был Всеволод Мейерхольд, художником спектакля – Казимир Малевич. Афиша и обложка первого издания пьесы были выполнены Маяковским в едином решении. 1920-е годы характеризуются политизацией авангарда, свобода творчества уступает место утилитарной тенденции социального заказа, конструктивизма, литературы факта, производственного искусства. Стремление примирить художественный эксперимент и политическую активность нашло уникальное воплощение в творчестве Маяковского. В 1923 году Маяковский организовал группу «Левый фронт искусств» (ЛЕФ) и одноименный журнал «ЛЕФ» (1923–1925; «Новый ЛЕФ», 1927–1928). В программных статьях он обращался и к футуристам, которые вывели искусство на улицы и площади, к производственникам, которые придали вдохновению точный расчет, и к конструктивистам, заменившим вдохновение в творчестве на практическую повседневность обработки материала. Область «искусства в производстве» расширялась за счет литературы факта, кино, театра, архитектуры, прикладного искусства, прозодежды. Признание получила торговая реклама («Нигде кроме, как в Моссельпроме», «Резинотрест», ГУМ и др.) под маркой «Реклам-конструктор Маяковский-Родченко». Во второй половине 1920-х годов ощущается кризис утопического сознания Маяковского, и поэт приходит к гротескным картинам будущего в пьесах «Клоп» и «Баня». Культурно-историческое содержание творчества Маяковского выходит далеко за пределы отдельной личности и определяет целую эпоху. Весь ХХ век пронизан утопической верой Маяковского в грядущую гармонию земной жизни человека и реальной трагедией ее недостижимости. Этот вечный конфликт многообразно отразился в литературе, искусстве, философии нашего времени. Маяковский стал одним из создателей своеобразного стиля русского авангарда, проявив себя и в словесном, и в изобразительном искусстве. По определению многих современников, Маяковскому принадлежит особая роль организатора и лидера значительных, определяющих статус русского авангарда, начинаний.
Синтетическое счастье (Музей Моды)
Полчаса до весны (Музей русского лубка и наивного искусства)
Экспонаты выставки Отобрано: 41
Садок судей. / В. Каменский, Е. Низен, Н. Бурлюк, Е. Гуро, С. Мясоедов, Д. Бурлюк, В. Хлебников, рисунки Владимира Бурлюка - [Санкт-Петербург: Журавль], 1910. 1910
Пощечина общественному вкусу: [Стихи. Проза. Статьи] : [Сборник]: Д. Бурлюк, Н. Бурлюк, А. Крученых, В. Кандинский, Б. Лившиц, В. Маяковский, В. Хлебников. - Москва Г.Л. Кузьмин, [1913]. (В защиту свободного искусства). 1913
Я! / Рисунки В. Чекрыгина и Л. Жегина - Москва: Издание Г.Л. Кузьмина и С.Д. Долинского, 1913. 1913
Трагедия "Владимир Маяковский" в 2-х действиях. С прологом и эпилогом. / Рисунки Владимир и Давид Бурлюки. - Москва: Издание 1-го журнала русских футуристов, 1914. 1914
Розанова О.В. (1886-1918). Эскиз декорации к спектаклю «Трагедия. Владимир Маяковский». 1913
Программа Общества художников «Союз молодежи» постановки трагедии «Владимир Маяковский» в театре «Луна-Парк» 2 и 4 декабря 1913 г. 1913. Маяковский В.В. (1893-1930)