Вернуться
10 из 731
Просмотрено 10 из 731
ЭПОХА РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ: ВНУКОВО. ("Музей истории района Внуково")
ЭПОХА РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ: ВНУКОВО. ("Музей истории района Внуково")
Аннотация
ЭПОХА РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ 15 сентября — одна из памятных дат в истории гражданской авиации нашей страны. 65 лет назад первый регулярный пассажирский рейс самолета Ту-104 по маршруту Москва — Иркутск открыл эпоху отечественной реактивной гражданской авиации. 20-летие этого события было отмечено установкой памятника самолету Ту-104 на площади у аэровокзала во Внукове. Отечественная гражданская авиация 1950-х гг. изумляла мир своими успехами и возможностями работы в чрезвычайных ситуациях. Возобновилась работа полярной авиации, сельскохозяйственной, санитарной, аэрофотосъемочной, лесной, ведомственной. Был накоплен немалый опыт выполнения специальных заданий как на внутренних, так и на международных линиях. Созданный ранее замечательный самолет Ил-14 постепенно устаревал, требовался переход на более производительную гражданскую авиатехнику — реактивную. Опытное конструкторское бюро А. Н. Туполева, созданное в начале 1920-х гг., в 1954 г. подготовило предложения о создании первого реактивного пассажирского самолета Ту-104. Построенный на основе бомбардировщика Ту-16 и испытанный в рекордно короткий срок, Ту-104 в середине 1955 г. поступил на эксплуатационные испытания в Аэрофлот и «заявил» о новом качественном скачке в авиатехнике Гражданского Воздушного Флота. Реактивный Ту-104 обладал огромным преимуществом перед поршневыми самолетами в скорости, дальности, пассажировместимости и рентабельности. НАЧАЛО ВНЕДРЕНИЯ РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ. СОЗДАНИЕ АВИАОТРЯДА РЕАКТИВНОЙ ТЕХНИКИ № 200 ВО ВНУКОВО 5 марта 1956 г. был создан авиаотряд № 200 для освоения и эксплуатации реактивных самолетов во Внуково. В состав лётного подразделения вошли несколько экипажей Московского транспортного управления гражданской авиации. Командиром 200-го лётного отряда стал К. П. Сапёлкин, который одним из первых освоил полеты на самолете Ту-104. Сапёлкин вспоминал: «Пионеры нашей реактивной гражданской авиации не сразу становились послушными машинами. Их прежний строптивый боевой норов не сильно ладил с мирными задачами. Когда впервые увидел Ту-104, поразился изяществу. Но летать на нем было поначалу нелегко. Лайнер не прощал даже малейшей погрешности в управлении. Доводили его до кондиции вместе с конструкторами и мы, испытатели, а Туполев внимательно прислушивался ко всем нашим замечаниям и предложениям». 65-ЛЕТИЕ ПЕРВОГО ПАССАЖИРСКОГО РЕЙСА ТУ-104 МОСКВА — ИРКУТСК Первые месяцы экипажи авиаотряда № 200 возили грузы и почту. Это были эксплуатационные испытания, в которых отрабатывалась технология применения реактивного лайнера, облетывались аэропорты, проверялась готовность инфраструктуры. Самолет с бортовым номером Л-5412, собранный на Харьковском заводе № 135 в 1955 г., после завершения государственных испытаний побывал с делегацией Н. С. Хрущева в Лондоне в апреле 1956 г., затем был приписан к 200-му лётному отряду аэропорта Внуково. 15 сентября 1956 г. — эпохальная дата в истории гражданской авиации. В тот день экипаж командира корабля Е. П. Барабаша выполнил первый регулярный рейс с пассажирами на реактивном лайнере Ту-104 СССР-Л5412 по маршруту Москва — Иркутск. Полёт длился 7 часов 10 минут, самолет преодолел с посадкой в Омске 4570 километров, приземлился в Иркутске. Время в пути по сравнению с полетом на поршневых самолетах сократилось почти втрое. Месяцем позже, 12 октября 1956 г. на Ту-104 была открыта первая регулярная международная линия. Экипаж К. П. Сапёлкина совершил полет на реактивном лайнере с бортовым номером СССР-Л5414 по маршруту Москва — Прага. В том же году реактивные лайнеры стали летать на линиях Москва — Тбилиси, Москва — Ташкент, Москва — Хабаровск. А год спустя Ту-104 впервые пересек Атлантику. В сентябре 1957 г. экипаж 200-го лётного отряда под командованием Б. П. Бугаева на самолете с бортовым номером СССР-Л5438 перелетел из Москвы в Нью-Йорк. На самолете летела советская делегация на заседание Генеральной Ассамблеи ООН. Путь туда и обратно составил 18 000 км и занял 24 часа 36 минут. 45-ЛЕТИЕ ОТКРЫТИЯ ПАМЯТНИКА САМОЛЁТУ ТУ-104 ВО ВНУКОВО Внедрение в эксплуатацию самолета Ту-104, начало которому положили авиаторы-внуковцы, во многом утвердило авторитет гражданской авиации нашей страны в мировом авиационном сообществе. Однако в ходе эксплуатации Ту-104 были выявлены недостатки, которые стали причиной снятия его с производства и начала работы над новым поколением более надежных реактивных пассажирских лайнеров. Вывод Ту-104 из парка «Аэрофлота» начался в 1977 г., а свой последний пассажирский рейс самолет выполнил 20 ноября 1979 г. по маршруту Одесса — Москва, Внуково. 15 сентября 1976 г. на митинге, посвященном 20-летию с начала эксплуатации самолетов Ту-104 в аэропорту Внуково, состоялось открытие самолета-памятника на привокзальной площади аэропорта. На памятной доске было написано: «Реактивный первенец Аэрофлота, создан под руководством выдающегося авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева». В конце апреля 2005 г. самолет, который чуть менее 30 лет простоял на постаменте на привокзальной площади, напоминая о достижениях отечественной авиации, при проведении реконструкции площади был демонтирован. Возвращение памятника состоялось в год 50-летия с начала эксплуатации Ту-104. Теперь самолет-памятник установлен у развязки на съезде с Киевского шоссе к аэропорту Внуково.
Очей очарование (Галерея Александра Шилова)
ЭПОХА РЕАКТИВНЫХ САМОЛЕТОВ: ВНУКОВО. ("Музей истории района Внуково")