Вернуться
31 из 693
Просмотрено 31 из 693
ВНУКОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ БАРИ. 1944-1945 гг. ("Музей истории района Внуково")
ВНУКОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ БАРИ. 1944-1945 гг. ("Музей истории района Внуково")
Аннотация
ВНУКОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ БАРИ. 1944-1945 гг. Во время Великой Отечественной войны Советский Союз оказал огромную бескорыстную помощь Югославии в ее борьбе за независимость против немецко-фашистских захватчиков. Малоизвестным фактом этих событий стала боевая деятельность авиационной группы особого назначения (АГОН) в Югославии. Это было единственное воинское формирование, созданное во время войны и размещенное за пределами СССР для выполнения специальных заданий в интересах другого государства (см. Постановление ГКО СССР от 17.06.1944 г. О создании в г. Бари (Италия) базы и авиационной группы для доставки грузов народно-освободительной армии Югославии). Создание АГОН было возложено на командующего Военно-воздушными силами Красной Армии маршала авиации А.А. Новикова и командующего Авиацией дальнего действия маршала авиации А.Е. Голованова. В группу вошли две эскадрильи: транспортная (12 самолетов Си-47) и истребительная (12 самолетов Як-9). По договоренности с Великобританией и США местом дислокации базы и АГОН в Италии был выбран район, где размещалась военно-воздушная база союзников, в восьми километрах от города БАРИ. АГОН был подчинен начальнику советской военной миссии в Югославии генерал-лейтенанту Н.В. Корнееву. Уже в начале 1944 г. в Бари было направлено два экипажа Си-47 под управлением командиров кораблей А.С. Шорникова и А.П. Лебедева. Летом того же года под руководством Героя Советского Союза П.Ф. Еромасова туда прибыло еще 10 экипажей. Возглавляемая П.Ф. Еромасовым авиагруппа в составе 12 транспортных самолётов Си-47 проводила активные полёты в горные районы Югославии. Народы Югославии не склонили голову перед фашистами, а вступили в вооруженную борьбу с оккупантами, которая принимала все более организованный характер и постепенно расширялась. Борьбу возглавила Коммунистическая партия Югославии (КПЮ). К осени 1941 г. появились освобожденные территории, которые становились районами партизанского движения. В этой связи Центральный комитет КПЮ принял решение о создании регулярной Народно-освободительной армии Югославии. Ни днем, ни ночью не знали покоя фашистские оккупанты на югославской земле, которая в буквальном смысле горела у них под ногами. Героическая Народно-освободительная армия и партизанские отряды за три года нанесли значительный урон врагу и расширили освобожденные территории в Словении, Хорватии, Боснии, Черногории, Герцеговине. Вооруженная борьба югославских патриотов продолжалась в чрезвычайно трудных и суровых условиях. Не было регулярного снабжения продуктами питания и одеждой, не хватало главного — оружия. В этих невероятно сложных условиях югославское освободительное движение нуждалось в материальной помощи извне. Получить ее в первые годы войны было весьма трудно. В действительности помощь могли оказать только три страны: США, Великобритания и Советский Союз. Однако первые две оказывать ее могли, но не хотели, а СССР хотел, но не мог. Только на Тегеранской конференции (1943 г.) три союзные державы пришли к соглашению о необходимости наладить материальное снабжение Народно-освободительной армии Югославии с учетом того значения, которое она стала иметь в борьбе против фашизма. Предстоящее широкомасштабное оказание материальной помощи Югославии потребовало непосредственного контакта между Советским правительством и Верховным командованием Красной Армии с одной стороны и руководящими органами новой Югославии и командованием НОАЮ — с другой. Для его установления надо было создать и отправить в борющуюся Югославию советскую военную миссию. Перед советской военной миссией в Югославии были поставлены следующие задачи: изучить положение в стране, выявить ее нужды и потребности для борьбы с врагом, организовать связь Верховного штаба НОАЮ с высшим командованием Красной Армии по вопросам снабжения; в перспективе — осуществлять взаимодействие двух братских армий в борьбе с общим врагом. 25 февраля 1944 г. советская военная миссия приступила к работе. Экипажи летчиков для командировки в Югославию освобождались от боевой работы на оперативных точках и были собраны во Внуково. Программа подготовки была умеренной, командование дивизии давало людям возможность отдохнуть и набраться сил. Сложнейшая по своему характеру экспедиция авиагруппы особого назначения 1-й авиатранспортной дивизии ГВФ по оказанию помощи Народно-освободительной армии Югославии является примером образцового выполнения заданий командования. В течение трех месяцев было выполнено 972 боевых вылета, армии Югославии доставлено свыше 1000 т боеприпасов, медикаментов и других грузов, перевезено 5367 человек, в том числе более 1600 раненых. Значимое место в боевой деятельности авиагруппы ГВФ с острова Бари занимает операция в ночь на 4 июня 1944 г. по спасению окруженного гитлеровскими войсками в высокогорной местности Верховного штаба армии Югославии во главе с маршалом Иосипом Броз Тито. Для выполнения ответственного задания был назначен экипаж в составе: командир корабля А.С. Шорников, второй пилот Б.Т. Калинкин, штурман П.Н. Якимов. Несмотря на сложные метеоусловия и трудности посадки в горах, двумя рейсами были вывезены все сотрудники штаба югославской армии и работники советской и англо-американской военных миссий. Командир корабля Николай Степанович Окинин с 1944 г. служил в составе АГОН, базировавшейся в итальянском городе Бари, совершил 262 боевых вылета, в том числе в тыл врага ночью и с посадками на партизанские площадки, награжден югославским орденом «Партизанская Звезда». После войны был командиром 50-го и 63-го Международных авиаотрядов в аэропорту Внуково. В числе первых осваивал новые международные авиалинии, самолёты Ил-12, Ил-14, реактивные Ту-104 и Ту-114. По его инициативе был создан Совет ветеранов 10-й гвардейской авиатранспортной дивизии, председателем которого он был многие годы. Вместе с другими гвардейцами дивизии им была собрана коллекция личных вещей летчиков, фотографий и документов военных лет. Они вошли в экспозицию Музея боевой и трудовой славы аэропорта Внуково (ныне Музея истории района Внуково). Альбом «Авиагруппа особого назначения в Италии, г. Бари. VI 1944 — VI 1945 г.» получен музеем в дар от Н. С. Окинина 12 августа 1999 г. Альбом содержит 57 подлинных фотографий, рассказывающих о пребывании АГОН в Италии в г. Бари. На снимках запечатлены мирные моменты боевой жизни летчиков: прогулки по городу, встречи, отдых. Много фотографий, сделанных на взлетном поле на фоне самолетов, прилетевших с задания или готовящихся к вылету. Фотографии в госпитале или с ранеными. Разглядывая этот фотоальбом, пожелтевшие и хрупкие от времени фотографии военной поры, узнаешь не только о неизвестных тебе фактах и событиях Великой Отечественной войны, но и понимаешь, какие испытания выпали на долю этих отважных летчиков… Фотографии живут до тех пор, пока их смотрят.
Нюрнберг: к 75-летию процесса (Музей обороны Москвы)
Владислав Микоша. Машина времени. Цвет. 1930-1970-е (Мультимедиа Арт Музей, Москва)