Вернуться
19 из 661
Просмотрено 19 из 661
204 метра над уровнем моря. История создания района Внуково ("Музей истории района Внуково")
204 метра над уровнем моря. История создания района Внуково ("Музей истории района Внуково")
Аннотация
О ВЫСТАВКЕ История района Внуково очень тесно связана с историей аэропорта Внуково, а история аэропорта — с историей гражданской авиации нашей страны. Именно аэропорт Внуково стал градообразующим и дал новую жизнь близлежащим территориям, история которых уходит в глубину веков. В Музее истории района Внуково хранится множество фотографий, документов и личных вещей, датируемых1920—1930-ми гг. и когда-то принадлежавших людям, причастным к зарождению аэропорта и дальнейшему его развитию. Этих людей отличала смелость, отвага, упорство и умение находить решения в самых сложных жизненных ситуациях, а еще безграничное жизнелюбие и искреннее намерение дать новым поколениям лучшую жизнь. Эти музейные предметы мы и хотим представить вашему вниманию, уважаемый зритель, а также рассказать историю возникновения одного из самобытных районов Москвы — Внуково. ЗАРОЖДЕНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ. СОЗДАНИЕ ПЕРВОГО АЭРОПОРТА И ПОЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЙ АВИАКОМПАНИИ СТРАНЫ В начале XX в. в России продолжается усовершенствование аэростатов, ведутся научно-технические изыскания по созданию летательных аппаратов тяжелее воздуха. Русско-японская война (1904—1905 гг.) подтолкнула к развитию воздухоплавания и авиации. По примеру Западной Европы и по общественной инициативе по всей стране стали создаваться аэроклубы. В 1910 г. в Москве на Ходынском поле был открыт первый аэродром Императорского Московского общества воздухоплавания. В 1922 г. он назывался Центральным аэродромом имени М.В. Фрунзе. 9 февраля 1923 г. Советом труда и обороны СССР было принято постановление, согласно которому руководство над добровольными авиационными обществами было возложено на Главное управление рабоче-крестьянского красного воздушного флота (Главвоздухфлот) и был создан постоянный Совет по гражданской авиации. Эта дата является днем рождения Гражданского воздушного флота России (ГВФ России). В целях ускоренного развития отечественной гражданской авиации правительством страны было принято решение о создании первого авиатранспортного предприятия РСФСР — акционерного общества (АО) «Добролет» (родоначальник Аэрофлота), устав которого был утвержден 7 марта 1923 г. 15 марта 1923 г. АО «Добролет» открыло первую в СССР регулярную воздушную линию Москва — Нижний Новгород. Первый рейс выполнил пилот Яков Николаевич Моисеев. В этот же год по ней было перевезено 229 пассажиров, 1990 кг почты. 2 августа 1923 года впервые повсеместно был проведен праздник Воздушного Флота СССР. В Москве в этот день состоялись показательные полеты самолетов над Ходынским полем. В циркуляре президиума ОСОАВИАХИМа («Общества содействия обороне и авиационно-химическому строительству СССР»), разосланном тогда по всем организациям страны, было сказано, что «этот день, 2-го августа, отныне делается днем ежегодного праздника не только военного воздушного флота, но и гражданского воздушного флота, как органа, объединяющего в своем лице все великое дело создания добровольческими усилиями рабочих и крестьян, всех граждан СССР могучего Красного воздушного флота». В начале 1930-х гг. Московское управление гражданского воздушного флота становится наиболее крупным в отрасли, а Главный московский аэропорт на Ходынском поле — ведущим в управлении. Значительно возрастают объемы авиаперевозок. Аэропорт становится чрезмерно перегруженным и малопригодным для дальнейшего развития. Вокруг него разрастаются городские жилые кварталы, шум от самолетов мешает населению, возникают проблемы, связанные с обеспечением безопасности полетов. Немаловажную роль играли растущие и крепнущие связи с зарубежными странами, неспокойная международная обстановка, особенно в Европе. Все эти вопросы рассматривались руководством страны. В итоге принимается решение о создании нового большого и современного аэропорта за пределами города. СОЗДАНИЕ АЭРОПОРТА ВНУКОВО (1934—1941 гг.) С середины 1930-х гг. идут активные поиски места для нового главного аэропорта страны. Рассматривались и изучались разные участки Подмосковья. В 1934 г. была создана научно-исследовательская организация гражданской авиации «Аэропроект», специалисты которой проводили инженерно-геологические изыскания, а затем и проектирование аэропорта. В состав «Аэропроекта» вошли инженеры-изыскатели и архитекторы: В.И. Караулов, П.П. Покалюхин, Н.Н. Щетинин, Ю.Р. Струве, Я.А. Зарецкий, Я.В. Асанов, Д.Е. Канторович, К.П. Николаев, Б.Л. Цайт, С.Е. Файн и др. В 1936 г. выходит постановление Совета Народных Комиссаров (СНК) СССР по гражданской авиации, один из пунктов которого гласил: «построить Московский Центральный аэропорт». Окончательным выбором стали площади юго-западнее Москвы в четырех километрах от железнодорожной станции Внуково Киевской железной дороги. Выбор места для нового аэропорта определили несколько важных факторов: • близость к железной дороге; • самая высокая точка в окрестностях столицы над уровнем моря (204 метра); • отсутствие крупных оврагов и т.п. Будущий аэропорт и жилой район рядом с ним получили название Внуково — по историческому названию этой местности. В 1937 г. были завершены инженерные изыскания для проектирования и строительства аэропорта, первых жилых домов и социальной базы будущего района Внуково. Участок земли площадью 874 га, отведенный под строительство, назвали «объект № 204». Он представлял собой, в основном, болотистый лесной массив. В центре будущего аэропорта был пруд эллипсовидной формы, вокруг которого росли кустарники, в отдалении — деревья. Главный штаб стройки размещался близ деревни Ликова́, вокруг нее же с первых дней строительства один за другим стали появляться складские и подсобные помещения. Строительство нового аэропорта проходило в ускоренном режиме. Главным инженером проекта аэропорта Внуково был С.Е. Файн, начальником строительства — И.А. Умов. Здание нового аэровокзала строилось по проекту архитектора Н.Н. Щетинина. На основе этого проекта в послевоенное время строились аэровокзалы в гражданских аэропортах по всей нашей стране. До конца 1938 г. заказчиком работ по строительству аэропорта являлся назначенный уполномоченный по строительству этого объекта начальник Центрального аэропорта имени М.Ф. Фрунзе (на Ходынском поле) В.Ф. Каминский. С его именем связано строительство и развитие аэропорта Внуково. Когда к весне 1941 г. строительство аэродрома было практически завершено, новостройку посетил член Политбюро ЦК ВКП(б) Климент Ефремович Ворошилов, который курировал строящийся объект. Аэропорт во Внуково планировали открыть в августе 1941 г., но начавшаяся война заставила пересмотреть планы. 2 июля 1941 г. было объявлено о вводе в строй первой очереди аэропорта Внуково. Эта дата и признана официально как День рождения аэропорта Внуково и района Внуково.
Высокий полёт: реликвии Внукова. К 80-летию аэропорта Внуково. ("Музей истории района Внуково")
Детство, опаленное войной (Музей обороны Москвы)