Вернуться
1 из 739
Просмотрено 1 из 739
«Скрябин! Запомните это имя!». К 150- летию со дня рождения А.Н. Скрябина (1872-2022). «Scriabin! Remember that name!».The exhibition is dedicated to the 150th anniversary of A.N. Sсriabin (1872-2022) (Музей Скрябина)
«Скрябин! Запомните это имя!». К 150- летию со дня рождения А.Н. Скрябина (1872-2022). «Scriabin! Remember that name!».The exhibition is dedicated to the 150th anniversary of A.N. Sсriabin (1872-2022) (Музей Скрябина)
Аннотация
«Скрябин! Запомните это имя!» 150 лет назад, в рождественскую ночь в мир пришёл Александр Скрябин – композитор, пианист, философ, поэт, воспринимавший как единое целое музыку, свет и цвет. Ему была отведена не слишком долгая, но очень насыщенная и яркая жизнь, о которой мы попытаемся рассказать на нашей выставке. Открывает её краткий рассказ о семье Скрябина. Композитор рано потерял мать и редко виделся с отцом, и всё же его детство было счастливым. Мы также познакомим вас с выдающимися музыкантами-педагогами, у которых посчастливилось заниматься Александру Николаевичу: Николаем Сергеевичем Зверевым, у которого юный Скрябин брал уроки игры на фортепиано, Сергеем Ивановичем Танеевым, Антонием Степановичем Аренским и Василием Ильичом Сафоновым, у которых он учился в консерватории. Рассказывать о композиторе без примеров из его музыкального наследия невозможно, поэтому на выставке представлены ноты произведений Скрябина разных периодов его жизни: от совсем ранних фортепианных миниатюр до масштабной «Божественной поэмы», лучезарной «Поэмы экстаза» и грандиозного, хоть и не оконченного «Предварительного действа» к Мистерии. Творческие люди часто бывают рассеяны и непрактичны, многие из них просто не могут выжить без поддержки – и в нашей истории появится Митрофан Петрович Беляев – лесопромышленник и меценат, бесконечно увлечённый музыкой. До самой своей смерти он оставался для Скрябина не только спонсором и издателем, но и очень близким другом. Именно благодаря Беляеву состоялись первые зарубежные гастроли молодого музыканта. С неизменным успехом затем проходили его концерты в Берлине, Брюсселе, Гааге, Амстердаме, Кёльне, Риме, Нью-Йорке, Лондоне. А в Париже один из рецензентов написал о нём: «Скрябин – запомните это имя! Оно ещё прозвучит в веках!» Внимание современников привлекала и личная жизнь Скрябина. Его первой супругой стала талантливая пианистка Вера Ивановна Исакович. В браке родилось четверо детей: Римма, Елена, Мария и Лев. К сожалению, спустя несколько лет, семья распалась. Второй супругой композитора стала Татьяна Фёдоровна Шлёцер, племянница профессора Московской консерватории. Этот союз был крайне неоднозначно воспринят окружением Скрябина – и композитор выбрал жизнь за границей – с новой семьёй, смутными перспективами на будущее и грандиозными идеями. В Европе Скрябину предстояла кочевая жизнь, работа над известнейшими сегодня произведениями на расстроенных прокатных пианино, участие в Русских сезонах Сергея Дягилева и знакомство со многими известными деятелями культуры и искусства. Спустя почти пять лет, по приглашению музыканта и издателя Сергея Кусевицкого композитор вернулся в Россию и привёз с собой партитуру «Прометея» – первого музыкального произведения, в котором присутствовала партия Luce (партия света). О последних годах жизни Скрябина на выставке рассказывают нотные издания и рукописи его произведений, программки концертов, фотопортреты, рисунки и шаржи, отражающие внимание к композитору прессы. В завершении представлены фотографии его кабинета, в котором за сто лет почти ничего не изменилось… "Scriabin! Remember that name!" 150 years ago on Christmas Eve Alexander Scriabin came into the world – composer, pianist, philosopher and poet who perceived music, light and color as a single unit. He had a short but very rich and colorful life which is highlighted in our exhibition. It opens with a brief story about Scriabin's family. The composer lost his mother at an early age and rarely saw his father yet his childhood was a happy one. We will also acquaint you with the outstanding musicians and teachers under whom Alexander Scriabin was lucky enough to study: Nikolai Sergeyevich Zverev from whom the young Scriabin took piano lessons, Sergei Ivanovich Taneyev, Antoni Stepanovich Arensky and Vasily Ilyich Safonov under whom he studied at the Conservatory. One cannot tell about the composer without examples of his musical heritage therefore the exhibition features scores of Scriabin's works from different periods of his life: from the composer's very early piano miniatures to the magnificent "Divine Poem", the radiant "Poem of Ecstasy" and the unfinished "Prefatory Act" to his "Mystery". Creative people are often very scattered and impractical, many of them simply cannot survive without support – and here in our story Mitrofan Petrovich Belyaev appears – a timber merchant and patron of the arts, infinitely passionate about music. Until his death he remained for Scriabin not only a benefactor and publisher but also a very close friend. It was thanks to Belyaev that the young musician's first foreign tours took place. His concerts in Berlin, Brussels, The Hague, Amsterdam, Cologne, Rome, New York and London were a resounding success. And in Paris one of the reviewers wrote about him: "Scriabin. Remember that name! It will sound for centuries!" Scriabin's private life also attracted the attention of his contemporaries. His first wife was the talented pianist Vera Ivanovna Isakovich. The marriage brought forth four children: Rimma, Elena, Maria and Lev. Unfortunately several years later the family fell apart. The composer's second wife was Tatiana Fedorovna Schlözer, niece of a professor at the Moscow Conservatory. The marriage was controversially received by Scriabin's entourage – so the composer chose a life abroad – with a new family, vague prospects for the future and grandiose ideas. In Europe Scriabin had to lead a "nomadic life", work on some of today's most prominent works on disturbed rental pianos, take part in Sergei Diaghilev's "Russian Seasons" and meet many famous figures in culture and the arts. Almost five years later, after being invited by the musician and publisher Sergei Koussevitsky, the composer returned to Russia and brought with him the score of "Prometheus", the first musical composition to feature Luce (part of the light). The exhibition tells about the last years of Scriabin's life with score editions and manuscripts of his compositions, concert programs, photographic portraits, drawings and caricatures reflecting the attention of the media to the composer. The exhibition concludes with photographs of his study, which has remained almost unchanged for a hundred years...
«Дорогой Рувим...» К 130-летию со дня рождения Р.И. Фраермана. (Музей К.Г.Паустовского)