Вернуться
47 из 645
Просмотрено 47 из 645
Великий меценат (Музей Скрябина)
Великий меценат (Музей Скрябина)
Аннотация
ВЕЛИКИЙ МЕЦЕНАТ Лесопромышленник Митрофан Петрович Беляев (1836-1904 гг.) был своебразным «петербуржским Третьяковым для музыкантов». В юности он увлекался камерной музыкой, играл на скрипке и альте, но целиком посвятить себя музыке решился лишь в зрелом возрасте, и не как исполнитель, а как меценат. Оставив в 1884 году своё торговое дело, Митрофан Петрович основал в Лейпциге музыкальное издательство, вскоре ставшее весьма авторитетным. В том же 1884 году Беляевым был устроен первый симфонический концерт из сочинений Глазунова, а затем за ним последовал целый цикл русских симфонических концертов, получивших название Беляевских. В 1889 году он спонсировал два русских концерта, данных на Всемирной парижской выставке. Помимо этого Беляев организовал в Петербурге Русские камерные вечера, учредил ежегодные премии имени Глинки, присуждавшиеся за наиболее выдающиеся сочинения русских композиторов, и устраивал конкурсы на создание камерных ансамблевых произведений. Со Скрябиным Беляев познакомился в 1894 году — и, услышав его игру, сразу поверил в дарование почти неизвестного пианиста-композитора. Отношения между Скрябиным и Беляевым, сперва чисто деловые, очень скоро перешли в дружеские, несмотря на тридцатипятилетнюю разницу в возрасте. Его помощь не ограничивалась щедрой оплатой написанной Скрябиным музыки — в 1895 году Беляев отправил молодого музыканта в Германию, лечить «переигранную» правую руку, а после организовал его первый тур по Европе, сам отправился с ним за границу и присутствовал на концертах. По воспоминаниям современников, крупный, массивный Беляев рядом с невысоким стройным Скрябиным казался чем-то вроде огромного футляра, из которого вынули хрупкий инструмент. Стоит заметить, что обращение с этим «хрупким инструментом» было нелёгким делом — как многие творческие люди Скрябин был рассеян, непрактичен и необязателен, что изрядно сердило Беляева, вынужденного постоянно напоминать композитору о сроках сдачи работы. «Медовый месяц уже прошел, — писал он композитору вскоре после его женитьбы на В.И. Исакович, — а ты, верно, все еще облизываешься и о сочинениях должно быть совершено не думаешь? По крайней мере, в твоем последнем письме о них ни гу-гу». Временами Беляеву приходилось ставить Скрябина в жёсткие рамки, напоминая, что ежегодно выплачиваемые композитору деньги — не подарок, а аванс за произведения, которые придётся написать, но к серьёзным разладам между ними это не приводило. М.П. Беляев оставался стеной, отделявшей Скрябина от тягот «самостоятельной жизни» до самой своей кончины 28 декабря 1904 года.
Модель самолета с историей: из коллекции Музея истории района Внуково ("Музей истории района Внуково")
Лиля Брик – муза русского авангарда (Государственный музей В.В.Маяковского)