Вернуться
31 из 600
Просмотрено 31 из 600
Рождённый в Рождество (Музей Скрябина)
Рождённый в Рождество (Музей Скрябина)
Аннотация
25 декабря 1871 года (6 января 1872 года по новому стилю) недавний студент Николай Александрович Скрябин и его молодая жена, бывшая на последнем месяце беременности, приехали в Москву из Саратова, чтобы отпраздновать Рождество в кругу семьи. Спустя два часа после их приезда на свет появился мальчик - будущий великий композитор Александр Николаевич Скрябин. Он пришел в этот мир под рождественской звездой - и отблеск ее чудесного сияния словно остался с ним на всю жизнь, позволив видеть ноты в цвете, заставив сплетать звуки и свет. Можно сказать, что Саша Скрябин был связан с музыкой еще до рождения - ведь его рано умершая мать была великолепной пианисткой. Он начал пытаться играть на рояле в три года, а едва познакомившись с нотами, попробовал написать оперу. По семейной традиции Саша поступил в кадетский корпус, но не оставил занятия музыкой, и в 16 лет был принят без экзамена в московскую консерваторию. Педагоги высоко ценили его талант пианиста, но создание музыки привлекало его не меньше, чем исполнение. По собственным подсчетам Скрябина только в 1885-1889 годах им было написано более 50 пьес, ныне, по большей части, утраченных. В 1894 году Скрябин впервые выступил в Петербурге как исполнитель собственных произведений - и сразу же был замечен М.П. Беляевым - лесопромышленником, меценатом и издателем. В том же году его карьеру концертирующего музыканта едва не разрушила переигранная правая рука - но с болезнью удалось справиться, а список произведений молодого композитора пополнился прелюдией и ноктюрном для левой руки. Его жизнь можно было назвать успешной - он много выступал, преподавал, пусть и без особой страсти, в московской консерватории и писал востребованную музыку. Будь характер композитора иным, и живи он в другие годы, он мог бы удовлетвориться такой судьбой и остаться лишь блестящим пианистом и автором множества небольших прелюдий, этюдов и экспромтов, но рубеж веков был слишком ярким временем, а Скрябин - слишком ярким человеком, чтобы довольствоваться званием «первого самобытного русского композитора, владеющего фортепианным стилем». Его масштаб был неизмеримо больше. Его первым законченным и исполненным оркестровым сочинением была пьеса «Мечты», исполненная в Петербурге в конце 1898 года. Летом 1899 года Скрябин приступил к сочинению Первой симфонии, которая была завершена весной 1900 года. Петербургская премьера Симфонии получила достаточно сдержанную критику, но в марте 1901 года она с успехом была исполнена в Москве. За Первой симфонией последовала Вторая, законченная в 1901 году, а менее чем через год Скрябин приступил к сочинению Третьей - позже он назовет ее «Божественной поэмой». Ее создание займет почти два года. За это время Скрябин параллельно написал около тридцати небольших фортепианных сочинений, бросил преподавание, решил уехать в Швейцарию, задумался о разводе и новом браке и остался без дружбы и покровительства скоропостижно скончавшегося Беляева. Первое исполнение «Божественной поэмы» состоялось в 1905 году, в Европе, в весеннем Париже. Оркестром дирижировал знаменитый Артур Никиш. Непривычное, новаторское произведение было принято лучше, чем можно было ожидать, хотя вместе с аплодисментами были слышны свистки. К этому времени жизнь автора «Божественной поэмы» полностью изменилась - он остался в Европе с новой семьей, крайне смутными перспективами на будущее и грандиозными творческими планами. Ему предстоят несколько лет кочевой жизни, безденежье, работа над великой музыкой на расстроенных прокатных пианино, участие в Русских сезонах Сергея Дягилева, создание «Поэмы экстаза» - и еще более грандиозные планы. В Россию композитор вернется спустя почти пять лет - и привезет с собой неоконченную партитуру «Прометея» - первого музыкального произведения, должного соединить звук и свет. Технические возможности того времени не позволяли исполнить симфонию во всем задуманном великолепии, но музыкант-мечтатель, рожденный под Рождественской звездой, был уверен, что однажды «Прометея» начнется в зале, погруженном в лиловато-серый сумрак, а завершится - в ликующем сиянии.
История фабрики «Дукат» (Музей М. А. Булгакова)
«Москва — не Берлин: история публикации романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» в Германии» (Музей М. А. Булгакова)