Вернуться
12 из 680
Просмотрено 12 из 680
«И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов». К 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова (Государственный музей А.С. Пушкина)
«И. С. Тургенев и Н. А. Некрасов». К 200-летию со дня рождения Н. А. Некрасова (Государственный музей А.С. Пушкина)
Аннотация
В 2021 году исполняется 200 лет со дня рождения Н. А. Некрасова. Межмузейный выставочный проект «Некрасов и Тургенев», приуроченный к этой знаменательной дате, посвящен проблеме личных и творческих взаимоотношений двух писателей – двух классиков русской литературы. Встреча Некрасова и Тургенева в едином экспозиционном пространстве дает возможность по-новому осветить перипетии их многолетнего общения, в основе которого лежало участие Тургенева в некрасовском «Современнике». Сквозь пространство трех залов – трех частей экспозиции – проходят линии жизни Некрасова и Тургенева. Когда-то они идут параллельно, когда-то пересекаются и расходятся вновь. Первый зал экспозиции посвящен «общности» судеб Некрасова и Тургенева в годы, предшествовавшие их знакомству. В жизни писателей было немало «совпадений» и «сближений»: оба провели детство в русских усадьбах; оба учились в Петербургском университете; оба начинали свой путь в литературе при участии поэтов пушкинского круга – В. А. Жуковского и П. А. Плетнева; оба преклонялись перед В. Г. Белинским и Т. Н. Грановским. Хронологические рамки следующего, центрального зала экспозиции, охватывают период с конца 1840 по 1860 год – время участия Тургенева в журнале «Современник». Эти годы – вершина взаимоотношений Некрасова и Тургенева, «золотой» период их дружбы и сотрудничества. Одна из главных тем зала – роль Некрасова как талантливого организатора и менеджера, привлекшего к участию в «Современнике» И. С. Тургенева, И. А. Гончарова, А. В. Дружинина, Д. В. Григоровича, Л. Н. Толстого, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, П. В. Анненкова и других. Особого внимания заслуживает тема публикаций в журнале произведений Тургенева, среди которых первое место по праву принадлежит «Запискам охотника». Третий зал экспозиции посвящен расколу в «Современнике», который с приходом Н. А. Добролюбова и Н. Г. Чернышевского все больше становился не только литературным, но и общественно-политическим журналом. Разрыв Тургенева с «Современником» рассматривается как событие огромной общественной важности, знаменующее противоборство двух слоев российской интеллигенции. Завершают экспозицию материалы, связанные с посмертной славой Некрасова и Тургенева. На выставке представлены мемории, портреты и фотографии Некрасова, Тургенева и их современников; редкие книжные издания; их рукописи, письма и фотографии; виды мест, в которых они бывали; иллюстрации к их произведениям художников XIX–ХХ веков.
«Поэты и музы». Из собрания музеев Российской Федерации (Государственный музей А.С. Пушкина)
Бестиарий (Музей русского лубка и наивного искусства)