Вернуться
32 из 547
Просмотрено 32 из 547
Лидия Дельт. Вдохновленная словом (К 110-летию со дня рождения Лидии Николаевны Делекторской) (Музей К.Г.Паустовского)
Лидия Дельт. Вдохновленная словом (К 110-летию со дня рождения Лидии Николаевны Делекторской) (Музей К.Г.Паустовского)
Аннотация
«Я подарила Франции Паустовского, а России – Матисса!» (Л. Н. Делекторская) Константин Георгиевич Паустовский и Лидия Николаевна Делекторская познакомились осенью 1956 года в Париже. Завязавшаяся между ними дружба и творческое сотрудничество продолжались долгие годы. Лидия Николаевна всегда была желанным гостем в доме Константина Георгиевича в Москве и в Тарусе; она вела переписку не только с самим писателем, но и с членами его семьи. «Дорогая Лидия Николаевна! Мы вспоминаем Вас каждый день. Всё время, – писал Паустовский 7 мая 1964 года. – Непонятно, как, внезапно, вдруг возникают на свете свои родные люди. Я не навязываюсь к Вам в родственники, но это так». О своей первой поездке в Париж, о знакомстве с Лидией Николаевной писатель рассказал в очерке «Мимолётный Париж», в котором с теплотой отзывался о ней самой и с восхищением писал о её «чистом и певучем» русском языке, о её преданности Матиссу. Благодаря публикации этого очерка, Лидию Николаевну отыскала ее родная тётя А. И. Шорина. Лидия Делекторская с полным правом могла гордиться тем, что «подарила Франции Паустовского». Писатель получил известность во Франции в конце 1950-х—1960-х гг. во многом благодаря выходу 13-томного собрания его сочинений в издательстве «Галлимар» в переводе Лидии Дельт. Лидия Дельт – творческий псевдоним Делекторской, выбранный ею в стремлении сохранить «инкогнито в литературной среде»: «Я хотела, чтобы Делекторская Матисса и Дельт Паустовского не имели ничего общего». Восторженные отзывы о литературном наследии К.Г.Паустовского оставили Луи Арагон, Анри Барбюс, Пабло Пикассо и многие другие. Константин Георгиевич искренне благодарил Лидию Николаевну за превосходные переводы: «С моей лёгкой руки Вы приобрели ещё одну прекрасную (но трудную) профессию, чему я очень рад. Конечно, я зря хвастаюсь, – Вы взяли на себя самоотверженный труд и выполнили его великолепно». Сама Делекторская о новой для неё профессии переводчика писала: «…увлечённую работу около Матисса я заменила переводами К. Г. Паустовского. Нельзя же жить без кипения!». Более двадцати лет Лидия Делекторская была музой, другом, секретарем, натурщицей, помощницей великого художника Анри Матисса, а после его смерти более сорока лет служила его памяти, была одним из виднейших специалистов по его творчеству. Труд Лидии Делекторской был по достоинству оценён её второй родиной – она получила французское гражданство с формулировкой: «За заслуги перед культурой Франции». Неоспоримы её заслуги и перед культурой её первой родины – России. Благодаря дарам Лидии Делекторской в Эрмитаже и в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина находится богатейшая коллекция работ, личных вещей и писем Матисса. Работы Матисса она покупала на собственные деньги, категорически отказываясь от того, чтобы Матисс дарил ей что-нибудь, кроме двух рисунков в год (на день рождения и Новый год). Для того чтобы купить уже после смерти Матисса одну из его скульптур для Пушкинского музея, она за полцены продала свою парижскую квартиру (с условием, что ей будет позволено жить там до самой смерти). Лидия Николаевна Делекторская скончалась в 1998 году, в возрасте 88 лет. Ныне она покоится на кладбище Павловска. На памятнике выбиты слова Пикассо: «Матисс сохранил её красоту для вечности». «Память о ней хранится в Эрмитаже и в Музее имени Пушкина, – писал Д. Гранин в очерке «Поступки любви». – Это самый прочный и самый посещаемый памятник. Так мудро и красиво распорядилась её душа, заполненная любовью». На выставке впервые представлены письма Лидии Делекторской и Константина Паустовского, редкие фотографии и документы, личные вещи К. Г. Паустовского, подаренные ему Л. Н. Делекторской, из собрания Музея К.Г.Паустовского и архива Галины Алексеевны Арбузовой.
Как и зачем мыши хоронили кота (Музей русского лубка и наивного искусства)
"Чёртова дюжина". Выставка к 113-летию Дарвиновского музея (Государственный Дарвиновский музей)
Экспонаты выставки Отобрано: 27
Паустовский К. Заметка: о выставке скульптуры Матисса в Париже. Без даты. 2 листа. Без даты
Паустовский К. Заметки для хроники РОСТА (о художественных выставках в Париже, Нью-Йорке, Берлине). Без даты. 1 лист. Без даты
Паустовский К.Г., Ялта - Делекторской Л.Н.,Париж. 09.09.1959г. 1л.(Упоминание о переводе «Золотой розы», о предстоящей поездке с Татьяной Алексеевной в Болгарию, благодарность за альбом Матисса, об очерке «Мимолетный Париж», о недавно ушедшем из жизни поэте Заболоцком и его стихах). 09.09.1959
Паустовский К.Г., Ялта - Делекторской Л.Н. 09.04.1960г. 1л.(Упоминание об очерке «Мимолетный Париж» в журнале «Октябрь», о возможной поездке в мае в Польшу и осенью в Париж, о пятой книге «Повести о жизни», упоминается Гранин и Рахманов). 09.04.1960
К.Г.Паустовский с группой ленинградских писателей. Париж, 1956 г., сентябрь. 1956. Адан Э.
Паустовский К.Г., Ялта. - Делекторской Л.Н. 11.02.1961г. 2лл.(О неточностях перевода «Далекие годы», о письме из Парижского Литературного Агенства о возможности издания автобиографических повестей Л. Арагоном, упоминание о могиле Леонардо да Винчи, о месте захоронения Пушкина - Святогорском монастыре в Псковской области. О написании рассказа «Амфора», второй книги «Золотая роза», о «Блоковских днях» в Ленинграде, упоминается Гранин, Рахманов). 11.02.1961