Вернуться
34 из 731
Просмотрено 34 из 731
«У войны не женское лицо» (Музей обороны Москвы)
«У войны не женское лицо» (Музей обороны Москвы)
Аннотация
Документальную фотографию периода Великой Отечественной войны мы воспринимаем по-разному. Как правило, она рождает глубокий эмоциональный отклик на трагические события отечественной истории, а иногда наоборот воспринимается отстраненно, как исторический документ. Часто за объектом изображения мы не видим высокий художественный уровень работы автора. А между тем на фронт отправлялись лучшие фоторепортеры, мастера своего дела. Представленные фотографии сложно отнести к документальной фотографии, по сути, перед нами фотопортреты. Жанр портрета в отличие от документальной фотографии помогает немного отвлеченно оценить работу фотографа, вглядеться в лица бойцов, насладиться эстетикой советской фотографии 1940х годов. В фондах музея обороны Москвы хранятся серии снимков и негативов военных фотокорреспондентов, которые позволяют заглянуть за кулисы создания образа героя военного времени. Кадр за кадром мы видим, как боец принимает позу, заказываемую фотографом: здесь он улыбается, потом серьезно смотрит вдаль, потом не выдерживает серьезности и начинает смеяться. В этих поставочных фотографиях фотожурналист пробует разные ракурсы, стремится к идеальному результату. Важно понимать, что в боевой обстановке у него не было такой возможности. У подавляющего большинства фотокорреспондентов, попавших на фронт, не было опыта съемки во фронтовых условиях. При создании портретов необходимы особые требования, когда у фотографа и модели было время отвлечься, даже немного подурачиться. Поэтому эти серии снимков сегодня выглядят особенно трогательными и искренними, несмотря на самый серьезный посыл: если боец Красной Армии стоит на фотографии и улыбается, поблескивая на солнце орденами и медалями, значит, все будет хорошо, значит, мы победим. Снимки могли быть напечатаны в газете или военной периодике, которая окажется в руках у героя снимка, а значит он увидит в газете себя. Фотографы снимали кадры на передовой, фиксировали разрушения и, конечно, формировали взгляд читателя на героя войны. Среди работ каждого военного фотографа мы видим своеобразные «парадные портреты» участников войны. Примечательно, что это портреты как Героев Советского Союза, так и простых бойцов. Очевидно, что звание для фотографа было не важно, важен был типаж. Он хотел создать красивый образ простого советского человека, защитника Родины. Первая ассоциация, которая может появиться у современного зрителя, не интересующегося стилевыми направлениями в искусстве, при виде фотопортретов бойцов времен Великой Отечественной войны, это гламурные фотографии «золотого века» Голливуда или постеры героев киновселенной Марвел. Красота, уверенность, молодость, здоровье – качества, ценные во все времена, подчеркиваются в этих фотографиях за счет ракурса: немного снизу, ведь герой выше повседневности. Если он стоит вполоборота, то задумчиво смотрит вдаль, и, кажется, в любой момент готов отдать свою жизнь за свою Родину, за каждого читателя, который увидит его фотографию в газете. Устойчивый мотив – изображение героя фотографии вместе с его орудием. В этом мы видим наследие футуризма, вдохновляющегося техническим прогрессом. Пулеметы, самолеты, танки – верные спутники бойцов и в жизни, и на фотографии. Важно помнить, что с 1930-х гг. официальным художественным направлением в СССР стал социалистический реализм. Если в репортажных фотографиях мы видим главный принцип соцреализма – правдивость, то в портретных съемках фотографы имеют возможность проявить себя истинными художниками соцреализма – стать создателями мифа, воспеть нового кумира современности. Вчерашний Лешка Подрез из соседнего двора сегодня уже Алексей Подрез лейтенант командир полковой батареи 1-й гвардейской Московской мотострелковой дивизии гордо стоит на фоне березки, насупив брови, вглядываясь вдаль, откуда в любой момент может начать наступление противник. Это новый кумир для подражания советской молодежи (командир полковой батареи Александр Подрез, развернув орудие, прямой наводкой расстрелял группу гитлеровцев, прорвавшихся к штабу полка. За этот подвиг награжден орденом Ленина). Из более 11600 Героев Советского Союза, получивших это высокое звание в Великую Отечественную войну, 63% – молодые воины до 30 лет. 28% приходится на воинов от 30 до 40 лет, а 9% – на представителей старшего поколения. Вчерашний мальчишка сегодня может стать героем – вот что говорили эти фотографии читателям восемьдесят лет назад. Вторая мировая война сформировала новые представления о журналистской этике, где нет места личной оценке событий, вовлеченности фоторепортера. Рассматривать фотопортреты можно по-разному, неизменным остается только желание улыбнуться в ответ молодым защитникам Родины.
Гоголевская серия Бориса Воробьева. К 110-летию со дня рождения мастера (Дом Гоголя)
«У войны не женское лицо» (Музей обороны Москвы)