Вернуться
30 из 693
Просмотрено 30 из 693
Нюрнберг: к 75-летию процесса (Музей обороны Москвы)
Нюрнберг: к 75-летию процесса (Музей обороны Москвы)
Аннотация
75 лет назад, 1 октября 1946 г., в городе Нюрнберге, в Германии, Международным военным трибуналом был озвучен приговор высшему руководству Третьего рейха. Нюрнбергский процесс юридически закрепил разгром фашизма, поэтому часто его называют «Судом истории». На скамье подсудимых оказались 24 лидера фашистской Германии: 23 фактически, 1 заочно (Мартин Борман был объявлен в бегах). Судебный процесс длился почти год: с 20 ноября 1945 по 1 октября 1946 г. Обвинение было представлено 4 прокурорами (по количеству стран-обвинителей: СССР, США, Великобритания и Франция). Основные обвинения предъявлялись по четырём пунктам: 1) Планы нацистской партии, включающие агрессию против всего мира; 2) Преступления против мира; 3) Военные преступления; 4) Преступления против человечности. В зале суда, помимо участников судебного заседания, находились репортеры и художники, выполнявшие зарисовки. От СССР в Нюрнберг сначала приехали Кукрыниксы – творческий коллектив М. В. Куприянова, П. Н. Крылова, Н. А. Соколова. Позже был отправлен корреспондент газеты «Правда» художник Николай Николаевич Жуков, который присутствовал на процессе весь период Советского обвинения. В то время как рисунки Кукрыниксов носят шаржевый характер, зарисовки Н.Н. Жукова скорее можно отнести к психологическим портретам. Николай Николаевич Жуков (1908—1973) – народный художник СССР, лауреат двух Сталинских премий второй степени (1943, 1951). С 1943 по 1973 г. — художественный руководитель Студии военных художников имени М. Б. Грекова. В годы войны работал в редакции армейской газеты «На разгром врага» Калининского фронта, с 1943 г. – корреспондент газеты «Правда». В 1951 г. художник удостоен Государственной премии СССР за иллюстрации к книге Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке». В рассказе «Как я рисовал на Нюрнбергском процессе» для журнала «Огонёк» № 19 за 1946 г. Николай Николаевич писал: «Направляло и осмысливало работу то удобство, что каждый сидящий на процессе корреспондент сидел с наушниками и мог таким образом слушать все выступления на своем родном языке. Благодаря этому удобству я заранее знал где можно было ожидать интересное выражение и как-то приготовить себя к этому. Интересно заметить, что до того как я увидел подсудимых в зале трибунала, я смотрел до этого много карикатур, которые казались мне слишком утрированными и далекими от истины, про них говоришь – не может быть?! А на самом деле, когда я увидел всю банду преступников… мне стало ясно, что я ошибался, - они такие и есть». За время работы в Нюрнберге Н.Н. Жуков сделал сотни зарисовок, которые впоследствии легли в основу серии Нюрнбергских рисунков, выполненных для музея Вооружённых сил СССР в год 25-летия Нюрнбергского процесса. Оригинальные зарисовки Нюрнбергского процесса хранятся в фондах Государственного музея обороны Москвы. Коллекция насчитывает 50 изображений. Представленные на выставке судебные зарисовки ценны, с одной стороны, как произведения выдающего советского художника Н.Н. Жукова, а с другой стороны, как документальные свидетельства важного исторического события, переданного через призму авторского отношения, ведь Николай Жуков, участник войны, был процесса и вынесения приговора. Николай Николаевич писал: «Вернувшись в Москву и работая сейчас над композициями Нюрнбергского процесса я рад, что мне удалось видеть и зафиксировать этот важный исторический процесс, являющийся результатом борьбы и усилий всего свободолюбивого человечества, борьбой моего народа с ненавистным фашизмом».
«Строчит пулеметчик за синий платочек....» (Музей обороны Москвы)
ВНУКОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ БАРИ. 1944-1945 гг. ("Музей истории района Внуково")