Вернуться
1 из 548
Просмотрено 1 из 548
Кто мы? Откуда мы? (Музей Москвы)
Кто мы? Откуда мы? (Музей Москвы)
Аннотация
Кто мы? Откуда мы? История миграций в Московском крае с древнейших времен до средних веков. Происхождение народов, обитавших ранее и ныне живущих в нашем крае, и история его заселения относятся к вопросам, которые традиционно вызывают интерес у людей. Вокруг этого всегда много легенд и споров. «Кто мы? Откуда мы?» – выставочный проект Музея археологии Москвы, представляющий точку зрения академической науки на историю освоения Московского края (авторы концепции Г. Л. Новикова, М. В. Моисеев). Начало заселения Московского края человеком относится к периоду верхнего палеолита, около 17 – 22 тысяч лет назад. Наиболее древняя стоянка, Зарайская, относится к костенковско-авдеевской археологической культуре. Эта культура существовала в бассейне реки Дон, принадлежит она к так называемой виллендорф-костёнковской общности культур, которая сложилась в результате движения племён из Моравии вдоль долин Вислы, Припяти, Десны до Дона следом за мигрирующими животными, что было вызвано резким потеплением. Эпоха мезолита в Московском крае характеризуется окончательным стаиванием ледника и изменением флоры и фауны региона, появлением сети озер и рек, реликтовых лесов. В нашем регионе в это время расселяются представители двух археологических культур – иеневской и бутовской, получивших названия по стоянкам в Тверской области. Отличались они друг от друга техникой обработки камня. В неолите, новом каменном веке, происходит дальнейшее развитие присваивающего хозяйства с ориентацией на добычу лесных видов животных и рыболовство. Переход к оседлому образу жизни привел к появлению и широкому распространению керамики. Среди неолитических памятников Подмосковья выделяются три последовательно сменяющие друг друга археологические культуры: верхневолжская, льяловская и волосовская. Различия этих культур проявляются в технике изготовления керамических сосудов. Первые бесспорные свидетельства появления производящих видов хозяйства - земледелия и скотоводства - на территории Подмосковья относятся только к бронзовому веку. Во втором тысячелетии до нашей эры на территорию Подмосковья, заселенную племенами охотников и рыболовов, проникают племена, знакомые с металлообработкой, основу хозяйства которых составляло животноводство, позднее животноводство и земледелие. Это носители так называемых фатьяновской, абашевской и поздняковской археологических культур. Первыми в Окский бассейн переселяются «фатьяновцы». Их проникновение на территорию, занятую волосовскими племенами, не всегда проходило мирно. «Фатьяновцы», несомненно, знали литье и ковку меди. Несмотря на существование металлических изделий, основную роль в их хозяйственной деятельности играли орудия, сделанные из камня и кости. Вслед за «фатьяновцами» уже в эпоху позднего бронзового века, в середине второго тысячелетия до нашей эры, в Подмосковье переселяются носители абашевской культуры, названной так по могильнику Абашево в Чувашии. Их экономика строилась преимущественно на скотоводческом хозяйстве с подчиненным значением земледелия. На рубеже IX – VIII веков до нашей эры в бассейне реки Москвы появилось новое, финно-угорское, население, оставившее памятники так называемой дьяковской археологической культуры раннего железного века. Свое название эта культура получила по имени первого исследованного поселения – Дьякова городища, которое сейчас расположено на территории музея-заповедника «Коломенское». В древности памятники дьяковской культуры занимали значительную часть лесной полосы в Волго-Окском междуречье. В Москве к ним относятся порядка 40 поселений выявленных в Кунцево, Филях, Тушино, Мякинино, Капотне и других районах столицы. Дьяковская культура существовала порядка полутора тысяч лет - с VIII века до нашей эры по VII век нашей эры. В X веке начинается постепенное заселение Московского края представителями восточнославянских племен. В результате масштабных раскопок курганных захоронений удалось установить, что в XII веке долину реки Москвы занимали славяне, принадлежавшие к потомкам летописного племени вятичей. При этом совсем рядом, в долине реки Клязьмы, проживали потомки совсем другого племени - кривичей. В XII веке племенное разделение у славян уже не существовало, однако, память о былой племенной обособленности сохранялась в традициях ношения определенного типа женских украшений. Границу между областями расселения вятичей и кривичей удалось установить по височным кольцам, найденным в погребениях. У вятичей височные кольца имели по пять или семь плоских выступов-лопастей, поэтому их называют лопастными. А у кривичей они были похожи на небольшие проволочные обручи или браслеты. В XII веке Московский край был разделен между Владимирским, Рязанским, Черниговским, Смоленским княжествами и Новгородской республикой. Началась постепенная урбанизация края, которая сопровождалась миграциями населения из других городов. Это привело к формированию в Московском крае высокой городской древнерусской культуры. Монголо-татарское нашествие нанесло серьезный удар по городской сети, однако, уже вскоре начинается процесс восстановления, а после 1263 г., согласно завещанию князя Александра Ярославича Невского, было образовано княжество с центром в Москве, которое получил в удел его младший сын Даниил. Московские князья вели разумную миграционную политику, поощряя переселенцев селиться на своих землях и предлагая им разнообразные экономические льготы. Все эти события отразились и в материальной культуре. В культурном слое встречается керамика, выполненная в различной технике, предметы монгольского вооружения, снаряжения и др. С конца XV века Москва становится столицей Русского государства. В это время правительство проводит политику переселения части жителей из новоприсоединенных городов и земель в Москву и из Москвы на эти территории. В итоге население перемешивалось, и региональные особенности стирались. В Москве и Московском крае в это время поселились новгородцы и тверичи. На рубеже XV – XVI веков население Москвы пополняется за счет итальянцев, греков, а также жителей покоренных турками государств Крымского полуострова (княжество Феодоро) и эмигрантами из Солдайи (Сурожа). В годы Ливонской войны из пленных и принявших подданство прибалтийских немцев формируется первая Немецкая слобода. Но более существенным западноевропейское влияние на русскую материальную культуру станет в XVII веке, сопровождаясь переселением выходцев из Европы в Москву. Самым мощным потоком станет миграция из восточнославянских земель Речи Посполитой, выходцы из Белоруссии составят основу населения московской Мещанской слободы. С середины XVII века московские люди будут охотно воспринимать западную культуру. Знатные люди и представители высшего духовенства начнут собирать латинские книги, а некоторые даже станут этот язык учить. Средние слои горожан также охотно пользовались «немецкими» изделиями в быту и на работе. Все эти изменения отразились и в культурном слое столицы.
Северный речной вокзал (Музей Москвы)