Вернуться
2 из 693
Просмотрено 2 из 693
Владислав Микоша. Победа китайского народа в объективе советского фотографа (Мультимедиа Арт Музей, Москва)
Владислав Микоша. Победа китайского народа в объективе советского фотографа (Мультимедиа Арт Музей, Москва)
Аннотация
Владислав Микоша Победа китайского народа в объективе советского фотографа Выставка фотографий Владислава Микоши (1909—2004), советского и российского оператора, фотографа, сценариста и режиссера документального кино, приурочена к торжественной дате в истории Китайской Народной республики — празднованию 100-летия Коммунистической партии Китая. Если бы легендарный кинооператор Владислав Микоша в самом начале своего жизненного пути решил избрать другую профессию, то, несомненно, он бы добился успеха во многих областях. Но он верил в предопределенность своей судьбы, в свое профессиональное предназначение быть кинооператором. Микоша родился на Волге, в Саратове 8 декабря 1909 года в семье капитана и с детства мечтал стать моряком — как отец. Но в мореходное училище в Ленинграде не прошел по состоянию здоровья — промок под дождем и заболел. В 1929 году поступил на операторский факультет Государственного техникума кино (позднее Всероссийский государственный институт кинематографии). Фотографией в институте занимался с увлечением, совмещая ее с работой оператора. И уже после второго курса, получив квалификацию кинооператора Совкинохроники, снимал профессионально для газет и журналов. С 1931 года много работал именно как оператор от Севастополя до Владивостока. В 1936 году стал штатным фотокорреспондентом газеты «Известия». Также снимал для других центральных газет и журналов. Микоша был одним из первых, кто начал работать в цвете в советской фотографии. В 1940 году вышла серия первых цветных советских марок с его фотографиями — «ВСХВ» (Всероссийская сельскохозяйственная выставка). Участвовал в фотовыставках — и в стране, и за рубежом. В годы Второй мировой войны работал оператором и фотокорреспондентом. Его репортажи печатались в главной газете Советского Союза «Правда». За свою жизнь Микоша стал свидетелем многих исторических событий, запечатлел на пленке восстановление Варшавы, Сталинграда, Днепрогэс, провозглашение Китайской Народной Республики, встречи Сталина и Мао Цзэдуна, Хрущева и Кеннеди, съемки Неру, Эйзенхауэра, Кастро, Тито, Гагарина… В 1949 году по решению И.В. Сталина для работы над документальным фильмом «Победа китайского народа» в Китай была направлена советская съемочная группа, в состав которой вошел Микоша. Он стал свидетелем важнейших событий, предопределивших дальнейшее развитие страны. Народно-освободительная армия Китая освобождала территории страны на юге в завершающей стадии войны с Гоминьданом. Но самое ценное то, что его камера запечатлела исторический момент провозглашения Китайской Народной Республики 1 октября 1949 года. Вот как об этом знаменательном дне пишет сам Владислав Микоша: «Рано утром первого октября мы очутились на главной площади Пекина. Мне досталась самая ответственная точка на главной трибуне у самого микрофона, по которому произнесет свою историческую речь перед китайским народом великий Мао Цзэдун. Площадь Тяньаньмэнь полыхала под синим небом красным пламенем знамен, лозунгов и плакатов… Вдруг все встали. Я начал снимать. В проходе появился Мао Цзэдун, Чжу Дэ, Лю Шаоци и другие. Я снял медленный подход Мао к микрофону, его крупный план с поднятой рукой. Он долго ждал, пока успокоится площадь внизу. Я отнял камеру от глаз и увидел совсем рядом «великого вождя китайского народа». На меня вдруг нахлынуло непонятное волнение. Меня затрясло так же, как там, на Красной площади, при первой моей встрече со Сталиным». Представленные на выставке фотографии объединены тематикой исторических событий Китая 1949—1950 годов. Фотографии являются не просто документальными кадрами эпохи – наряду с исторической обладают большой художественной ценностью. Выполненные в духе соцреализма, они отражают стилистику того времени и демонстрируют высочайший талант фотографа в съемках: применение контрастности, образности в выборе сюжетов и ярких ракурсов. Фотографии наполнены атмосферой и солнечным светом, характерных для живописи того времени. В кадрах нет ничего лишнего, они профессионально проработаны, отточены, что делает документальное свидетельство произведением искусства. Оставленная автором в Китае часть негативов была утеряна. Другая часть хранилась в личном архиве фотографа и после его смерти была передана в коллекцию Мультимедиа Арт Музея, Москва. Куратор Мария Хитрякова
Илья Глазунов и Федор Достоевский. К 200-летию со Дня рождения Ф.М.Достоевского (Галерея Ильи Глазунова)
Постоянная экспозиция Музея археологии г. Москвы (Музей Москвы)
Экспонаты выставки Отобрано: 120