Вернуться
32 из 693
Просмотрено 32 из 693
Владислав Микоша. Машина времени. Цвет. 1930-1970-е (Мультимедиа Арт Музей, Москва)
Владислав Микоша. Машина времени. Цвет. 1930-1970-е (Мультимедиа Арт Музей, Москва)
Аннотация
Микоша Владислав Владиславович (1904-2009) Мало кто знает, что знаменитый советский кинооператор-документалист Владислав Микоша был выдающимся фотографом. Сын капитана, он с детства мечтал о море, но в мореходное училище не был принят по состоянию здоровья. Еще мальчиком стал помощником киномеханика в родном Саратове, определив свой дальнейший путь. В 1929 году поступил в Госкинотехникум (впоследствии ставший Институтом кинематографии) на операторский факультет, не представив необходимых для вступительных испытаний фотографий – он никогда не держал в руках фотоаппарата, не умел фотографировать, но сообщил членам приемной комиссии, что страстно мечтает об этом. Уже студентом был зачислен в штат Союзкинохроники, стал единственным кинооператором, запечатлевшим разрушение храма Христа Спасителя. В 1936 году ушел из кино, став штатным фотокорреспондентом «Известий». Он много снимает, его арктические фоторепортажи известны всей стране, видовые фотографии Крыма и Кавказа становятся основой фотооткрыток и почтовых марок. В мае 1940 года открывается персональная фотовыставка Микоши, получившая высокую оценку профессионального фотографического сообщества, а также восторженные отзывы выдающихся кинематографистов Сергея Эйзенштейна и Михаила Ромма. С началом войны Владислав Микоша возвращается – уже навсегда – к профессии кинооператора. Как оператор, фотограф и журналист прошел всю войну, снимал оборону и освобождение Одессы и Севастополя, восстановление разрушенного Сталинграда. Режиссер Джемма Фирсова, его жена и соратница, утверждала, что если бы не было пяти лет, отданных фотографии, могли и не появиться в севастопольских киносъемках Микоши его удивительные кадры-образы, кадры-символы: матрос тянется из окопа за цветком и падает, сраженный вражеской пулей; моряки в окопах перед атакой снимают каски и надевают бескозырки; свастика на дне у Херсонеса и на ней запрокинутая голова убитого немца; снайпер Людмила Павлюченко в засаде на цветущей яблоне; залпы «катюш» через цветущие деревья. Более шести десятилетий Владислав Микоша держал в руках кинокамеру и фотоаппарат, оставив после себя огромное количество снимков – свидетельств непростой эпохи.
ВНУКОВСКИЕ ЛЕТЧИКИ В ИТАЛЬЯНСКОМ ГОРОДЕ БАРИ. 1944-1945 гг. ("Музей истории района Внуково")
«Неистовая Ариадна» (Музей Скрябина)