Вернуться
12 из 568
Просмотрено 12 из 568
Ромодановская железная дорога (Мультимедиа Арт Музей, Москва)
Ромодановская железная дорога (Мультимедиа Арт Музей, Москва)
Аннотация
К концу XIX века от Нижнего Новгорода до Москвы уже действовала железная дорога, и на левом берегу Оки в Заречной части города был построен вокзал Московско-Нижегородской железной дороги. После проведения в 1896 г. в Нижнем Новгороде Всероссийской художественно-промышленной выставки было решено проложить железную дорогу от Нижнего Новгорода до Казани. Для того, чтобы не строить железнодорожный мост через Оку, для этой дороги было решено построить новый вокзал на правом берегу Оки. Железная дорога получила название Ромодановской по названию поселка Ромоданово в Мордовии. Строительство дороги продолжалось с 1900 по 1904 г. Самым трудным оказался участок дороги от станции Мыза до конечной станции Нижний Новгород. На этом участке железная дорога выходила на крутой косогор правого берега Оки и на протяжении 6 верст должна была спуститься по нему почти на 50 м и потом идти прямо по берегу Оки к вокзалу. По одной из представленных фотографий (третий снимок) можно оценить крутизну Окского косогора. Естественно, что на нем часто случались оползни. Чтобы их предотвратить, было решено пробить в нем специальные дренажные штольни. И тем не менее, на этом участке железной дороги приходилось часто проводить работы по укреплению склона. На второй фотографии виден Окский косогор, под которым проложены пути Ромодановской ветки железной дороги. В 1901 г. для железной дороги Нижний Новгород - Казань на окраине Благовещенской слободы был построен Ромодановский вокзал. Благовещенскую слободу мы можем увидеть на пятой фотографии. Регулярное движение пассажирских поездов от этого вокзала планировалось открыть в 1901 г., но на Окском косогоре случился большой обвал, последствия которого устраняли целых 3 года. Временно конечной станцией Ромодановской железной дороги стала станция Мыза, а движение до Ромодановского вокзала было открыто только в 1904 г. Современники вспоминали, что, несмотря на то, что поезда от станции Мыза до Ромодановского вокзала шли самым тихим ходом и только в светлую часть суток, сердце пассажиров замирало от страха, когда поезд начинал спускаться по Окскому косогору. Ромодановский вокзал был построен рядом с пристанями купцов Дегтяревых и Башкировых, владевших мукомольными мельницами. Именно они стали первыми клиентами новой железной дороги. Маневровые паровозы подавали товарные вагоны к пристани, на которой происходила перегрузка товаров на речные баржи. Во время весеннего половодья пристанские пути могло затапливать. Чтобы в это время работа по перегрузке товаров с железной дороги на речные суда не прекращалась, пристанские пути были сделаны в двух уровнях: нижний и верхний. В период повышения уровня воды в Оке, когда затапливались нижние пути, продолжали действовать верхние. Если уровень воды был такой, что затапливались и верхние пристанские пути, в работе оставались станционные приемо-отправочные пути. Разница в уровне верхних и нижних пристанских путей составляла 3 сажени. Таким образом, работа по перегрузке товаров не прекращалась даже в весеннее половодье. На первой фотографии виден правый берег Оки и Окский косогор, под которым проходят пути Ромодановской железной дороги. В центре снимка - Ромодановский вокзал. Левее вокзала – новый корпус паровой вальцовой мельницы Башкирова, построенный в 1911 г., а также амбары и макаронная фабрика. Рядом у правого берега Оки находится пристань, где грузилась на суда мука с мельниц купцов Дегтяревых и Башкировых. В левой части снимка видна колокольня и храм Рождества Иоанна Предтечи в Благовещенской слободе. В приходе этого храма до 1612 г. по преданию жил Козьма Минин. В древности на этом месте стояла часовня, которую поставили в память о том, что здесь когда-то казнили разбойника Сулейку, который со своей шайкой грабил жителей Благовещенской слободы. Два белых здания в правой части снимка – жилые дома, а еще правее – дом путейских рабочих. На четвертой фотографии в правой части снимка видно одноэтажное здание с тремя окнами – это паровозное депо. Правее - цистерна, труба и водонасосная станция. Деревянный мост, который мы видим на снимке, ведет с правого берега Оки на остров Гребневские пески, на котором находились склады железа. Таким образом, в Нижнем Новгороде железные дороги и вокзалы направлением на Москву и Казань оказались расположены друг напротив друга на противоположных берегах реки Оки и никак не были связаны между собой. Только в 1961 г. был построен Сартаковский железнодорожный мост, который связал эти две дороги. Поезда на Казань стали отправляться с Московского вокзала на левом берегу Оки, а Ромодановский вокзал стал пригородным и дачным. В 1974 г. на Окском косогоре произошли большие оползни, которые повредили участок дороги от станции Мыза до Ромодановского вокзала. Было принято решение его не восстанавливать. Пути разобрали. Здание вокзала перестало функционировать и постепенно пришло в упадок. В 2003 г. его реконструировали, и бывший вокзал стал офисным центром. Несколько слов об авторе фотографий, которые иллюстрировали наш рассказ. Это Максим Петрович Дмитриев, родившийся в 1858 г. в Тамбовской губернии и проживший большую жизнь – он умер в 1948 г. Максим Петрович Дмитриев был одним из главных нижегородских фотографов XIX-XX вв. Участвовал и получал награды на многочисленных фотографических выставках. Дмитриев выполнил целую серию фотографий с панорамами и с отдельными зданиями Нижнего Новгорода. После революции фотоателье Дмитриева было национализировано, а сам он остался работать в нем павильонным фотографом. Около 7 тысяч негативов Дмитриева было конфисковано, часть из них утрачена. Умер и похоронен Максим Петрович Дмитриев в Нижнем Новгороде
Эволюция юбки (Музей Моды)
«Изразцы московского посада» (Музей "Садовое кольцо")