Выставки
Московитское стекло. Искусство слюдяных дел мастеров (Музей-заповедник Коломенское)
Московитское стекло. Искусство слюдяных дел мастеров (Музей-заповедник Коломенское)
Аннотация
Темой выставки является мусковит, одна из наиболее распространенных форм слюды, природного материала Русского Севера и Восточной Сибири и его применение в русском декоративно-прикладном искусстве. Слюда – один из наиболее распространенных минералов, слоистая структура которого сказывается на его свойствах: способности расщепляться на чрезвычайно тонкие листочки, сохраняющие гибкость, упругость и прочность. Мусковит – бесцветен и прозрачен, это позволяет разнообразно использовать его в качестве декоративного материала с разнообразными подложками для создания произведений разного назначения. Уникальные свойства материала, тонкость, гибкость, прозрачность и мерцающий блеск, позволили применять его и как конструктивный, и как декоративный в церковном оформлении и светском быту в сочетании с железом, оловом, серебром, деревом и костью. Слюдяные изделия – это синтез мастерства разных ремесленников. Над изысканностью и нарядностью вещей трудились оловяшники, столяры, слесари, резчики, оконишники и художники. Слюда была широко распространена на территории России в XVI – XVIII вв. Материал имел значимую конструктивную функцию в строительном деле. В декоративно-прикладном искусстве его применяли как отделочный. Утилитарную функцию слюда имела в строительном и морском деле. Ранее всего слюда вошла в архитектуру. Первые случаи использования слюды для вставки в окна, имели место в древнем Новгороде в X-XII веках, когда в этом центре русской цивилизации шло освоение богатств Кольского полуострова и Карелии. В архитектуре слюдяные пластинки применяли в окнах церквей, дворцов и домов знати. Слюдяные оконницы в интерьере имели защитную от внешней среды и декоративную функцию. Через такие оконницы было видно, что происходит на улице, но они скрывали помещения от внешних взоров. Прозрачные листы слюды мастера "оконнишного" дела вставляли в рамы различных по рисунку переплетов. Отсюда и окна получали названия: "образчатое", "репьястое", "купчатое", "косящатое", "кругчатое". "Купчатые" металлические решетки в оконных проемах, создавая декоративный эффект, очень удачно сочетались с узорами слюдяных оконниц. Слюду укрепляли в отведенной ей ячейке оловянными "денежками", кружками, репейками, зубчиками, "орликами", которые в большинстве случаев золотили. Сюдяные оконные вставки красили зеленым и красным цветами, расписывали растительным орнаментом, фигурами людей, животных и птиц.Сохранились записи о ремонте починке слюдяных окончин, о выдаче мастерам слюды на вес. В начале XVIII века продолжали ремонтировать старые слюдяные рамы, но постепенно слюду в строительном деле начинают заменять стеклом. В кораблестроении изготавливали слюдяные окна. В традиционном средневеком царском транспорте – колымагах и возках также были слюдяные окошки. Через "оконнишное" дело слюда вошла в декоративно-прикладное искусство. Так, она получает применение в фонарном производстве. Мастера «оконишники» изготавливали выносные процессионные фонари для церковных парадных церемоналов. Фонари были непременными "участниками" церковных торжественных процессий. В России XVII – XIX века слюдой украшали предметы мебели, светского быта и церковного обихода, это придавало нарядность: детали иконостасов, оклады икон и книг, киоты, надпрестольные сени, надсвечники тощих свечей, складни, дверной убор (замки, ключевины, жиковины), сундуки (подголовки, скрыни, теремки), ларцы, шкатулки, поставцы, секретеры, зеркала.