Вернуться
14 из 739
Просмотрено 14 из 739
Московский изразец (Музей-заповедник Коломенское)
Московский изразец (Музей-заповедник Коломенское)
Аннотация
Московский изразец — керамическая плитка для облицовки печей и зданий. Известно, что развитие и становление изразцового производства в общероссийском масштабе определил именно московский изразец. География его распространения, например, в XVII веке, практически совпала с картой русского государства того времени. Причина этого — в организационных и финансовых возможностях столицы, в которой в основном и располагались самые крупные керамические мастерские, в более открытом их доступе к европейским технологиям, в знании европейских вкусов, в формировании «моды» в оформлении государственного и церковного быта. Поэтому, хотя изразцы в целом были широко востребованы провинцией, они продолжали оставаться явлением именно московской культуры. Отсюда и интерес к изразцу Москвы. Уникальная коллекция изразцов Московского государственного объединенного музея-заповедника, насчитывающая около 16000 предметов, дает возможность проследить историю московского изразца от его истоков — керамических плит ХV века — до изделий советского периода века ХХ. Выставка знакомит с ключевыми этапами развития изразцового искусства Наиболее обширный раздел выставки посвящен керамическим изделиям XVII века. Этот период по праву считается расцветом русского изразца. В это время яркие, многоцветные изразцы Москвы украсили церкви и колокольни, а также печи, которые являлись важной частью русского интерьера. XVIII век представлен печными расписными изразцами, производство которых в России было налажено по приказу царя Петра I. Сюжетные росписи на изразцах того времени представляют различные стороны жизни русского общества. Для изготовления гладких печных изразцов, которые все чаще называли «кафлями», уже не требовалась резная деревянная форма, как это было в прошлом. Ровная лицевая поверхность прошедшего первый обжиг изделия покрывалась белой эмалью, затем на нее наносилась роспись, и изразец вновь обжигался. На каждом изразце изображалась маленькая история, часто с надписями-комментариями. В коллекции МГОМЗ хранится около тысячи подобных изразцов. Рассматривая их можно представить, как выглядели подобные «печки-книжки», которые можно было читать, «пролистывая» один ряд («страницу») изразцов за другим. XIX век — это время зарождения и расцвета фабричного производства. В связи с этим возникла необходимость клеймения товаров. И к концу XIX века клейма становятся почти обязательными. Изделия продавали в крупных торговых домах и на ярмарках. Изразцовые печи перестали быть редкостью не только для городских, но и для зажиточных крестьянских домов. На знаменитых кузнецовских фарфоровых заводах наряду с посудой производились и изразцы. Хотя масштаб производства архитектурной керамики не мог сравниться с количеством фарфоровой и фаянсовой посуды, ее ассортимент был весьма разнообразен. В коллекции МГОМЗ хранятся два панно, украшавших стены в доме М.С. Кузнецова. В конце XIX — начале XX века к «искусству глины» обратились лучшие русские художники-живописцы, создавшие в этом материале изделия, сочетающие новые приемы с традициями прошлого. М.А. Врубель был одним из первых художников-станковистов, серьезно занявшихся керамикой. Его первыми работами были изразцы для печей в усадьбе и в доме С.И. Мамонтова в Москве. Затем были созданы две керамические работы «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович и Вольга». На основе последней работы М.А. Врубелем было изготовлено шесть каминов, один из которых хранится в фондах МГОМЗ. В коллекцию советской керамики музея-заповедника вошли около ста облицовочных плиток, несколько декоративных керамических панно, блюд и тарелок, а также небольшое собрание изразцов, изготовленных для оформления московского метрополитена.
«Новые поступления Музея М.А. Булгакова — 2021» (Музей М. А. Булгакова)
Фотография на память (Музей Зеленограда)
Экспонаты выставки Отобрано: 536
Врубель М.А. (1856-1910). Изразец-валик (правая сторона панно); цвета: белый, изумрудно-зеленый, коричневый, кобальт. 1898-1899
Врубель М.А. (1856-1910). Изразец неправильной формы рельефный полихромный (правая часть панно) с изображением фрагмента левого плеча Вольги; цвета: светло-розовый, светлая терракота, темно-коричневый, белый, ультрамарин. 1898-1899
Врубель М.А. (1856-1910). Изразец неправильной формы рельефный полихромный (левая часть панно) с изображением двух лучей солнца; цвета: темно-бурый, светло-терракотовый. 1898-1899
Врубель М.А. (1856-1910). Изразец-валик в форме дуги (правая сторона панно); цвета: желтый, изумрудно-зеленый, коричневый, кобальт. 1898-1899
Врубель М.А. (1856-1910). Изразец-валик в форме дуги (левая часть фриза); цвета: светло-желтый, голубой, терракотовый. 1898-1899
Врубель М.А. (1856-1910). Изразец неправильной формы рельефный полихромный (левая часть панно) с изображением фрагмента голени левой ноги Микулы Селяниновича; цвета: салатовый, светло-коричневый, светло-охристый, сиреневый. 1898-1899