Вернуться
39 из 599
Просмотрено 39 из 599
От мистика к сатирику: советские проекты памятника Н. В. Гоголю (Дом Гоголя)
От мистика к сатирику: советские проекты памятника Н. В. Гоголю (Дом Гоголя)
Аннотация
В центре Москвы, недалеко друг от друга, расположились два памятника знаменитому писателю Николаю Васильевичу Гоголю. Первый памятник Гоголю создал Н. Андреев к столетию со дня рождения писателя. Сначала он размещался в начале Гоголевского бульвара. Второй памятник работы Н. Томского появился на месте первого в год столетия со дня смерти Гоголя. Памятники контрастны по стилю и эмоциональному впечатлению. На памятник, созданный Андреевым, сразу же обрушилась волна критики. Особенно недолюбливал «скорбного» Гоголя И.В. Сталин, поэтому монумент решили заменить. В мае 1936 года было решено демонтировать памятник и заменить его новым — «отражающим подлинный облик великого русского писателя-сатирика». Был объявлен конкурс, но вскоре начавшаяся война остановила реализацию планов. До Великой Отечественной войны сделать это не удалось, и к конкурсам на новый памятник вернулись лишь в конце 1940-х годов. Победил проект Н.В. Томского. И это не удивительно: в 1951 году он создал мраморный бюст Гоголя, за который получил Сталинскую премию. Сам Н.Томский невысоко оценивал эту свою работу: «Из всех созданных мною в последние годы монументальных произведений я считаю самым неудачным памятник Н.В.Гоголю в Москве, выполненный мной в чрезвычайной спешке к юбилею писателя». В книге «Алмазный мой венец» Валентин Катаев, сравнивая оба монумента, также отмечал безликость, почти карикатурность нового памятника: «Незримая всевластная рука истории переставляла памятники, как шахматные фигуры, а иные из них вовсе сбрасывала с доски. Она переставила памятник Гоголю работы гениального Андреева, тот самый памятник, где Николай Васильевич сидит, скорбно уткнувши свой длинный птичий нос в воротник бронзовой шинели — почти весь потонув в этой шинели, - с Арбатской площади во двор особняка, где по преданию сумасшедший писатель сжёг в камине вторую часть «Мёртвых душ», а на его место водрузила другого Гоголя — во весь рост, в коротенькой пелеринке, на скучном официальном пьедестале, не то водевильный артист, не то столоначальник, лишённый всякой индивидуальности и поэзии». (источник: https://liveinmsk.ru/places/pamyatniki/gogol-na-gogolevskom) На данной выставке можно увидеть уникальные предметы, хранящиеся в фондах музея Дома Гоголя, иллюстрирующие работу над проектом нового памятника Н.В. Гоголю. Среди них папка для всех участников конкурса с материалами о жизни и творчестве Гоголя с подборкой фотографий его прижизненных портретов, выпущенная в 1936 году Всесоюзным комитетом по делам искусств. Также представлены модели для памятника писателю, выполненные советскими скульпторами и бюст Гоголя работы Николая Томского, который стоял на могиле Гоголя в некрополе Новодевичьего монастыря.
«Новые поступления Музея М.А. Булгакова — 2020» (Музей М. А. Булгакова)
Я.В. Титов: зарисовки фронтового художника (Музей обороны Москвы)