Вернуться
16 из 717
Просмотрено 16 из 717
Виртуальная выставка. «Вымершие животные в советской печатной графике 1950-х годов». (Государственный Дарвиновский музей)
Виртуальная выставка. «Вымершие животные в советской печатной графике 1950-х годов». (Государственный Дарвиновский музей)
Аннотация
В фонде «Графика печатная» Государственного Дарвиновского музея хранится коллекция учебных плакатов по естествознанию. В настоящее время хорошо изучены такие жанры тиражной графики, как рекламный, политический, социальный, экологический плакат. Учебные плакаты редко попадают в поле зрения историков искусства, несмотря на то, что наглядные пособия для школьников выполнялись лучшими художниками своего времени. У учебного плаката есть опредёленные особенности. Он должен, прежде всего, донести информацию, а не призывать и не агитировать. Он является дополнением к лекции учителя. Среди хранящихся в коллекции Государственного Дарвиновского музея учебных плакатов преобладают издания, посвящённые теме происхождения и развития жизни на Земле. Именно они являются произведениями палеоарта – самого научного жанра в искусстве. Этот жанр существует столько, сколько люди изучают ископаемые находки и пытаются восстановить облик древнего мира. За несколько столетий палеоарт эволюционировал и стал частью современной визуальной культуры и повседневной жизни. В школе дети знакомились с доисторическими животными, в том числе с гигантами древности - динозаврами. Учебный плакат отличает серийность. Как правило, мы имеем дело с серией изображений, подобранных по определённой теме. Учебные плакаты выпускались на листах большого формата, в папке, к которой часто прикладывалась книжечка-методичка с текстом лекции. Иногда такая папка с плакатами носила название «альбом-выставка». Рассказ об эволюции в 1940—1980-е годы входил в программу для 7-х классов общеобразовательных школ и был рассчитан на подростков 13-14 лет. Именно им был адресован логически выстроенный яркий и убедительный визуальный ряд. В серии учебных пособий для средних школ «Вымершие животные и растения», выполненных по оригиналам художников-анималистов В.А. Ватагина и А.Н. Комарова в 1952 году, доисторические ландшафты представлены как пейзажи конкретных мест того или иного геологического периода. Например, лист «Триасовый период. Опушка леса Заволжья», «Меловой период. Болотистая низина Приамурья. Маньчжурозавр», «Пермский период. Парейазавр и иностранцевия у реки Предуралья». Все произведения выполнены под научным руководством учёных по находкам, сделанным в конкретных местах. Они воспроизводят ландшафты, флору и фауну местонахождений палеонтологических остатков на территории СССР. Научная иллюстрация может показывать нечто нематериальное, но имеющее место в природе. Она даёт возможность визуализировать научные теории, гипотезы, обобщения, например, создавать образы того, что существовало задолго до появления человека. Литературовед и культуролог Ю.М. Лотман писал, что «все виды художественного творчества могут быть представлены как разновидности умственного эксперимента». Это утверждение особенно верно по отношению к изображениям вымерших экосистем. Мир доисторических животных особенно притягателен тем, что только благодаря знаниям учёного и видению художника можно воссоздать эпоху, которая могла существовать многие миллионы лет назад. Каждая реконструкция носит вероятностный характер, но созданный образ активно влияет на зрителя, несёт большой эмоциональный заряд, убеждая в правильности предлагаемой гипотезы.
Новые поступления в собрание Государственного музея А. С. Пушкина (Государственный музей А.С. Пушкина)
Очередь за правдой. Выставка Петра Белова в эпоху Перестройки (Музей истории ГУЛАГа)